Михаил Ясеновец. Виртуальная галерея. Об авторе
 

Ясеновец Михаил Георгиевич


Коротко о длинном....


Родился в 1964 году в Ухте.
Учился в школе, трудился на механическом заводе, и, само собой, приобщался к творчеству.
В 1982 году уехал в Грозный. И там трудился на заводах, только уже нефтеперерабатывающих. Закончил Грозненский нефтяной институт в 1990 году. На нефтехимический синтез. И все продолжал заниматься живописью, о чем дальше...
С 1992 по 2000 год жизнь протекала под лучами Черноморского солнца в г. Туапсе...
Потом - в Санкт-Петербурге и Москве. А волею судеб проехал Европу, Кавказ и уже "замахнулся" на Сибирь. И живопись со мной...


Длинно о коротком... Собственно по живописные дела...


С чего все началось


– Так как лепить я начал с самого раннего возраста, все воспоминания детства так или иначе связаны с этим занятием. Из пластилина я лепил себе любые игрушки, какие только хотел, от динозавров до космических кораблей. И, конечно же, у меня было немыслимое количество солдатиков. Но так как их сражения оставляли следы по всей квартире, родители по мере сил пытались сделать так, чтобы мое увлечение не выходило за рамки разумного. Поэтому игрушечные пластилиновые армии раз за разом гибли под натиском уборки дома, но уже вскоре их место занимали новые шеренги.  Со временем, я начал лепить более сложные и интересные вещи – например, гусар, драгунов и улан времен войны 1812 года, модели всякой техники как гражданской, так и боевой, . Этим постепенно «заболел» и весь наш двор. В те времена у моих сверстников не было возможности играть в компьютерные игры и смотреть фильмы на любой вкус, да и выбор игрушек для мальчишек был крайне ограничен.  Пластилин был самым доступным средством самовыражения и весь мир мы себе лепили из него.


Как идея появилась


– Потом я начал серьезно интересоваться искусством. Рядом с нами жил Борис Алексеевич Андрианов, в прошлом художник-гример Большого театра, работавший с Сергеем Лемешевым и другими оперными звездами. Однажды он предложил вылепить его скульптурный портрет. Сделал. Работой дядя Боря (я тогда его так называл) остался чрезвычайно доволен, и предложил мне подумать о том, чтобы всерьез заняться ваянием. Этому совету я тогда не внял, зато преисполнился уверенностью в своих силах. Для школьника это был мощный импульс, под воздействием которого мои творческие поиски перешли в новую фазу.
Однажды я посетил замечательную выставку работ французских импрессионистов, это было примерно в 1980 году, (помню как она называлась – «Вернисаж на Волхонке». Музей им. А.С. Пушкина был обмотан очередью из желающих ее посетить в пять-шесть колец)  под впечатлением которых самому захотелось рисовать. Красок и кистей под рукой тогда не оказалось, зато пластилина было хоть отбавляй. Из него, любимого, я и решил создавать свои первые картины. Одна из них, написанная по мотивам произведений Эдуарда Манэ, сохранилась до сих пор. (На сайте она находится в разделе Галереи – Пластилин – (дальше нужно «пройти» во второй зал – стрелочка над дверью), и там картина – «Белые лилии и розы…» - это она и есть.)
Потом я все-таки начал писать красками – маслом, акварелью, темперой и даже всякие комбинации придумывать. Но и эксперименты с пластилином продолжались полным ходом. Еще интересней стало тогда, когда выяснилось, что этот материал может «существенно расширить возможности» художественной техники импрессионистов. Как вы знаете, их полотна написаны яркими пастозными мазками, когда густые слои краски «накрывают» друг друга. (Как это характерно, например, для обожаемого мною Ван Гога). Однако наложение различных слоев пластилина на грунтованный картон дает схожий эффект, а в некоторых ситуациях (например, когда речь идет об изображении рельефной поверхности) его потенциал превосходит возможности красок.


Нет предела совершенству


 Вначале я создавал картины по мотивам произведений известных художников, затем стал воплощать на холсте собственные сюжеты и образы. Различные детали и нюансы техники возникали прямо на ходу. Изучая работы знаменитых мастеров, я находил приемы, которые можно было бы перенять, имея дело и с пластилином. Но при этом я отнюдь не считаю, что моя техника окончательно сформировалась – как говорится, нет предела совершенству... Мало того, зная, что импрессионисты с большим трепетом относились к японской гравюре, и даже старались поддерживать традицию по изучению техники восточных  мастеров, я еще раз пересмотрел работы великих европейских живописцев ХIХ-ХХ веков… и, однозначно уверился в том, что пластилиновый творческий поиск нужно направить на создание «японской серии». Шесть работ, уже созданных, есть в пластилиновой галере. По мере создания: «Красавица Ютики», «Прогулка в снежный день», «Под дождем», «Ябакэй дождливым днем», «Куртизанка» и "Любовники, убегающие в лунную ночь". Если внимательно посмотрите, то легко разглядите появление новых технических приемов, которых я не применял раньше и не видел ни у кого из «пластилиновых живописцев»


Как это делается


– Сначала эскиз карандашом (иногда сразу пластилином) на грунтованную поверхность – туда, куда потом ляжет пластилин. А затем происходит то же самое, что и у обычного художника: «подмалевок», свет и тени, детали. Разница только в том, что пластилин требует значительно больше усердия. Только получение нужной палитры красок занимает уйму времени. В целом же на создание одной картины уходит от нескольких дней до нескольких месяцев. Более, чем за двадцать лет я перепробовал множество видов пластилина почти всех известных у нас фирм-производителей. Они существенно отличаются друг от друга по плотности, вязкости, рассыпчатости, другим показателям. К примеру, пластилин, выпускаемый российскими фирмами, как правило, твердый и жесткий. Им хорошо начинать работу и делать то, что в классической живописи называется «подмалевок». А вот испанский пластилин «Jovi», наоборот, мягкий и при наложении слоев больше подвержен диффузии, в силу чего цвета частично смешиваются друг с другом. Если знать это свойство и правильно его использовать, можно найти интересные художественные решения. Чешский - Kooh-i-Noor, напротив, всегда сохраняет сухость, практически «не впитывая» в себя другую краску. Он чем-то напоминает пастель в живописи.


Как хранится


Чем холоднее, тем, естественно, лучше. Но пластилиновые картины вполне можно хранить и в комнатной обстановке (разумеется, если только они не висят, скажем, над кухонной плитой). Главная проблема – не температура, а пыль, которую практически невозможно убрать с пластилина не нанеся  механических повреждений. Поэтому работы я всегда помещаю под стекло, а перед этим еще и покрываю специальным лаком, что служит им дополнительной защитой. С этим тоже переусердствовать не стоит, только чуть-чуть, из пульверизатора. И лишь для того, чтобы зафиксировать особо рыхлую фактуру (когда она возникает).
А вообще - все вопросы и ответы есть в моей книге - "Как нарисовать картину пластилином. Волшебство на кончиках пальцев". Заказывайте! Высылаю почтой. пишите на адрес mikl2008@inbox.ru


«КНИГА ОТЗЫВОВ»


В «Книге...» запись появится не сразу, а чуть позже  – не сердитесь на модераторов. В сети много мусора распространяется роботами.
Пишите в «Книгу отзывов». Или на почту mikl2008@inbox.ru.
Удачи и до встреч!


Михаил Ясеновец.


главнаяоб авторегалереягостевая